Главная

Сведения об образовательной организации

Новости детского сада

Контактная информация

Заведующий МБДОУ "Детский сад №110" г.о. Самара

Сыченкова Людмила Васильевна

 

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МБДОУ «Детский сад № 110» г. о. Самара

В  МБДОУ «Детский сад № 110» г.о. Самара создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной (в том числе педагогов и детей) и самостоятельной деятельности детей.

При построении развивающей предметно-пространственной среды администрация и педагоги ДОУ учитывают принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: принципы безопасности, доступности и насыщенности, а также, принципы трансформируемости, полифункциональности и  вариативности.

Принцип безопасности: Предметы, материалы, наполняющие помещения групп и других помещений, предназначенных для пребывания и организации образовательной деятельности воспитанников ДОУ, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей. Шкафы и стеллажи для игрового материала закреплены, находятся на уровне роста детей. Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.

 При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитываются принципы оценки безопасности:

-       Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

-       Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

-       Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

-       Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды в помещениях ДОУ учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Весь дидактический и игровой материал находится в доступных для детей местах, шкафах, полках, в выдвижных ящиках, коробках, куда дети имеют свободный доступ для того, чтобы выбрать материал, игру по желанию; свободно заниматься любимым занятием.

Элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия с взрослым (раздаточный, демонстрационный материалы, литература), располагаются в методическом кабинете, при необходимости используются педагогами в работе с детьми.

Принцип насыщенности реализуется через подбор игр, игрушек, материала, книг, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развития его способностей, интересов в соответствии с возрастными возможностями.

В групповых речевых центрах широко представлен игровой материал на развитие мелкой моторики, которая неразрывно связана с развитием речи. Воспитатели используют с этой целью и нестандартное оборудование, что также представлено в центрах. Дидактическое оснащение меняется или пополняется в зависимости от темы недели. Имеется богатый материал для развития фонематического слуха, звукопроизношения, связной речи и подготовке к обучению грамоте. 

В логопедических группах широко представлен коррекционные речевые центры, где в достаточном количестве находятся материалы для работы с детьми по формированию лексико-грамматической стороны речи. В коррекционных центрах имеется зеркало и зеркала для индивидуальных занятий по артикуляционной гимнастике. Все это позволяет воспитателю развивать и совершенствовать речевые навыки детей.

В группах ДОУ организованы литературные уголки. Уголки наполнены книгами с яркими иллюстрациями в соответствии с программными требованиями, изучаемой детьми, которые обновляются в зависимости от сезона и темы недели. В этих центрах представлены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, тематические альбомы, портреты детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов детских книг.

Весь этот материал стимулирует развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей, формирует представление о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Литературные уголки соседствуют с центрами патриотического воспитания, где широко представлена символика нашей страны: герб, гимн, флаг; портреты президента нашей страны, карта Самарской области, иллюстративный материал «Народы России». Подобранный материал позволяет воспитателю формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, краю, народу, населяющему нашу страну.

В группах представлены театрализованные центры, которые оснащены большими и маленькими ширмами, костюмами, масками для обыгрывания сказок, различными видами театра: кукольный, перчаточный, настольный; шапочки для драматизации, аудиокассеты с записью музыки, сопровождающие показ театрализованных игр. Эти центры являются важным объектом развивающей среды в группе, так как именно театрализованная деятельность помогает воспитателю объединить детей интересной идеей, позволяет детям раскрыться и развить выразительную речь.

Центры занимательной математики представлены разнообразным занимательным и познавательным материалом: комплектами цифр, математических знаков для магнитной доски, наборами геометрических фигур, счетным материалом; широким выбором настольно-печатных игр, что позволяет воспитателю вести работу с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Игровые зоны для сюжетно-ролевых игр занимают большую часть группы. В  организации развивающей предметно-пространственной среды учтен гендерный аспект развития детей. Игровые уголки обустроены как для совместных игр детей «Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Школа», так и с учетом полоролевой специфики развития девочек и мальчиков. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Например, в группе  для мальчиков  созданы условия для игр «Строители», «Моряки», «Шоферы». Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек педагоги помогают преодолевать разобщённость между ними и организуют совместные игры, в процессе которых дети  действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.

В уголках есть необходимые атрибуты, оборудование и предметы, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, инструменты, бытовая техника, игрушки – заместители; подобраны тематические коллекции игрушек, куклы, отображающие профессиональную принадлежность (по внешнему виду и одежде).

В дополнение к этим центрам оборудованы уголки безопасности, которые интересны в первую очередь, мальчикам. В них есть всевозможные игрушки – транспортные средства, светофоры, рули, жезлы регулировщика, дорожные знаки, тематические макеты. Хорошим пособием служат коврики и макеты с разметкой улиц и дорог.

Все эти атрибуты помогают воспитателям знакомить детей с правилами поведения на улице, дорожными знаками, сигналами светофора, что позволяет детям лучше ориентироваться на улице.

Центры изобразительной деятельности представлены материалом для творчества детей: наборы карандашей, красок, фломастеров, сангина; бумага различной плотности, цвета, размера и фактуры; пластилин, восковые мелки, доски, пластмассовые дощечки, нити, ленты, полоски для квилинга, материал для креативного рукоделия с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков, поролоновые печати. В центрах представлены альбомы и наглядные изделия для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства («Городецкая роспись», «Хохломская», «Гжель», «Богородская игрушка»). Педагоги используют нестандартный материал для художественно-эстетического развития детей: соленое тесто, природный материал - шишки, семена растений, крупы и т.п.

Для развития познавательно-исследовательской деятельности в группах оборудованы уголки экспериментирования. В уголках находится стол для проведения опытов и экспериментов, халаты, фартуки, нарукавники; природный материал, сыпучие продукты, микроскоп, лупы, проволока, магниты, колбы, ватные диски.

Дети имеют возможность познакомиться с книгами познавательного характера с описанием пошаговых схем элементарных опытов и экспериментов (в соответствии с возрастом детей). В центрах имеются атласы, глобусы, тематические альбомы.

В группах ДОУ представлены центры конструирования, где подобраны различные виды конструкторов, игрушки-трансформеры, мягкие модули, нестандартное оборудование (картонные коробки). Данный материал позволяет формировать у детей последовательность мыслительных операций, формировать мышление и мелкую моторику рук.

В группах имеются уголки ряженья, который любят все дети без исключения. Они выбирают свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у них в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ. Уголок ряженья используется не просто для смены образов, а для создания театрализованных представлений или разыгрывания сценок по прочитанным или просмотренным произведениям.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Музыкальные центры оснащены детскими музыкальными инструментами (шумовые инструменты, магнитофон, аудиокассеты с записью детских песен, музыки известных композиторов с их портретами).

Физкультурные уголки оборудованы в группах разнообразным спортивным материалом: мячи, обручи, кегли, мешочки с песком, скакалки, кольцеброс; имеются и детские баскетбольные корзины, канаты, шнуры, а также нестандартное спортивное оборудование для развития равновесия детей, профилактики плоскостопия. В центрах представлены тематические альбомы, плакаты. Всё это позволяет воспитателям продолжать работу по совершенствованию основных движений, укреплению здоровья детей, закаливанию, формированию интереса детей к различным видам спорта.

Игровые зоны групп  оснащены необходимым оборудованием, которое позволяет воспитателю изменять предметно-развивающую среду в зависимости от направления деятельности и решаемых образовательных задач. Для разделения пространства используются следующие маркеры: детская мебель (стульчики), мягкий игровой модуль, спортивный инвентарь, ковровые дорожки. Для более компактного размещения атрибутов и материалов педагоги использует удобные пластиковые ящики-контейнеры, в которых находится необходимый игровой и демонстрационный материал.

Например: при организации предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Автобус», используются детские стулья и мягкие блоки, которые при изменении интересов детей могут трансформироваться в любую другую игру («Моряки», «Поликлиника» и т.д.). Мебель сюжетной игры «Магазин» трансформируется в «Почту», «Аптеку», «Туристическое  агентство» и т.д.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных ширм. В группах созданы уголки уединения (детские палатки, шатры из легкой ткани), что делает пребывание ребенка  психологически безопасным. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол (стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). В группах старшего дошкольного возраста уголки ряженья, находятся в контейнерах, они могут перемещаться в любое место пространства группы (раздевалка, спальная комната).

Разделяя группы на центры организации определённого вида деятельности, воспитатели не добиваются чёткого разграничения их, что позволяет им соблюдать принцип полифункциональности, который предусматривает не только варианты разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды в зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми составляющими образовательного процесса.

 Для реализации данного принципа педагоги используют модули наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

  Полифункциональность предметно-пространственной среды групп создает ситуацию эмоционального комфорта и уединения, в организации игровой деятельности детей,  раскрывает творческий потенциал детей. Дети  активно проявляют свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка.

В свободном доступе для детей имеются разнообразные игры, игрушки, материалы для творчества, альбомы, книги, репродукции картин. Изменения в интерьер групп воспитатели вносят в зависимости от темы недели, праздника, события, интереса воспитанников. Для отображения исторических и климатических особенностей региона имеются фотоальбомы, видео презентации, подборки открыток, иллюстраций, книг.

В музыкальном зале помимо фортепиано есть аккордеон. Музыкальными руководителями подобрано большое количество тематических иллюстраций и репродукций к музыкальным произведениям; создан оркестр народных музыкальных инструментов, богатая подборка аудиотеки, где представлена мировая музыкальная классика, детские песни и музыка для танцев. В музыкальном зале на боковой и центральной стене на каждый праздник меняется оформление, что создает дополнительную праздничную атмосферу.

Спортивный зал оснащен модулями для лазания, развития равновесия, прыжков; имеются маты для гимнастических и акробатических упражнений, мячи разного размера и назначения (мячи малые, средние, мячи баскетбольные, футбольные, мячи - прыгуны), гимнастические палки и обручи разного размера, диски «здоровья», мешочки для метания, тренажеры, корригирующие дорожки, канаты, спортивный инвентарь для игры в футбол (мячи, ворота), баскетбол (мячи, баскетбольное кольцо стационарное и напольное), городки, хоккей, гольф и т. д.

В  целях оказания качественной психолого-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам создан кабинет педагога-психолога.  Кабинет оснащен диагностическими и коррекционно-развивающими программами и методиками, дидактическими материалами, развивающими играми, инструментами для развития тактильных ощущений, играми и пособиями для развития сенсорики и мелкой моторики детей, дидактическим материалом, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, игрушками.

 Пространство кабинетов учителей-логопедов организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности. Имеются логопедическое зеркало, наборы зондов и шпателей, муляжи артикуляционного аппарата, разнообразные массажеры и методическая литература для создания оптимальных условий для овладения ребенком речевыми навыками.

    Перед кабинетами имеются информационные стенды с рекомендациями и памятками для родителей воспитанников.

Коллектив ДОУ стремится организовать предметно-развивающую среду не только в групповых комнатах, музыкальном и спортивном залах, но и других помещения учреждения – холлы, коридоры и т.п. На лестничных пролетах ДОУ установлены яркие познавательные математические панели. В коридорах установлены настенные «Бизиборды». В холлах размещены фотовыставки, репродукции картин знаменитых художников. 

Центром организации разнообразной двигательной деятельности дошкольников является участок детского сада. Здесь располагается крупногабаритное оборудование для лазания,  снаряды, приспособления, стимулирующие разнообразные двигательные действия. В зимнее время оборудуются дорожки для скольжения, горки, место для игр в хоккей, по периметру участка прокладывается лыжня. Во время прогулок на участок выносятся машины, велосипеды, вертушки обручи, скакалки. Мелкий инвентарь для  спортивных игр: сетки, ракетки, воланы и т.д. Ежегодно в ДОУ проходят смотры-конкурсы по оптимизации и обустройству игровых центров и уголков, а для благоустройства и озеленения территории проходят конкурсы «Лучший участок детского сада»,  «Зимний городок» и др. При оформлении пространства участка детского сада педагогами  используется  авторское оформление, где педагоги проявляют творчество, делают участок уютным.  На территории ДОУ  имеются цветники, огород с различными культурами, фито – аптека с лекарственными растениями.

Организация образовательной среды в нашем ДОУ стимулирует развитие у воспитанников уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

 
Посмотреть или скачать презентацию (57 mb)

 

На главную

2019

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ